Что такое петроглифы и как они появились
Слово «петроглиф» пришло из греческого языка. В переводе слово «петра» означает «камень», а «глиф» переводится как «вырезать, высекать». Высеченные на каменных основаниях символы, рисунки и надписи — это петроглифы. В отличие от изображений, нанесённых сверху каким-либо красящим веществом, петроглифы именно высекаются.
Появились они вследствие неистребимого желания человека оставлять свой след в местах обитания. Такие отметки сродни знакам животных, которые помечали принадлежавшую им территорию. Уже в древние времена люди понимали, что старательно вырезанные на камне рисунки гораздо долговечнее, чем нанесённые сверху. Именно поэтому доисторические письмена в отличной сохранности дошли через тысячелетия до наших дней. Несмываемые знаки, которые говорят о присутствии в этих местах людей, находились и в самых труднодоступных местах мира. Горные скалы, затерянные берега, бескрайние пустыни и неприступные перевалы хранили высеченные послания в течение многих веков. А сколько их есть на Земле, ещё не открытых и не найденных…
Высекая на камнях рисунки и знаки, человек повествовал о пребывании на планете, стараясь запечатлеть свою жизнь и деятельность. Последующие поколения разгадывают доисторические символы, чтобы ближе узнать о жизни древних времён. Чаще всего наскальные рисунки изображали сцены быта, охотничью атрибутику и оружие, культовые и мифологические предметы. На камни наносились образы не только людей, но и животных, которым поклонялись в древности. Также при помощи петроглифов люди отмечали маршруты торговых путей, даты побед и военных завоеваний. Есть знаки, которые учёные тщетно пытаются разгадать в течение многих лет.
Свои метки древние люди чаще всего оставляли в виде купул. Купулы — углубления, которые получались вследствие ударов тяжёлым предметом. Так древнему человеку проще всего было справиться с трудноподатливой каменной поверхностью. Несколько купул, нанесённых одна за другой, могли составить линию, часть знака или рисунка.
Петроглифы были обнаружены в разных частях света — Южной Африке, Северной Европе, Юго-Восточной Азии, Австралии. Самыми старыми петроглифами считаются наскальные рисунки, найденные в индийской пещере Аудиториум. Возраст их относят к раннему палеолиту — люди, оставившие надписи и знаки, жили около полумиллиона лет назад. Одни из наиболее интересных петроглифов, именуемые сегодня как Онежские и Беломорские, обнаружены в Республике Карелия.
Онежские петроглифы в путешествиях по Карелии
Карельские петроглифы входят в число самых известных в Скандинавии памятников наскальной культуры. В один ряд с ними можно поставить норвежские Альту и Винген, шведский Немфорсен, мурманский Канозер. Также интересные наскальные письмена найдены в южной части Финляндии.
В Республике Карелия — бессчётное количество рек и озёр, многие из которых обживались человеком с глубокой древности. Первые прибрежные поселения появились на карельских землях около 9 тысяч лет назад. Осваивали новые территории первобытные племена, населявшие ранее западную часть Уральских гор и Сибири. На берегах водоёмов древние люди разбивали стоянки. Обширные площади позволяли, чтобы расстояние между поселениями было значительным, и представители разных общин не враждовали из-за раздела территорий. Основные стоянки появились в древние времена на берегах Онежского озера. Именно с ним связан один из двух «кустов» карельских петроглифов — онежский. Наскальные рисунки стали важной археологической составляющей республики, одной из визитных карточек, культурным и туристическим брендом.
История открытия и этапы изучения онежских петроглифов
Первый онежский петроглиф из тех, что находятся сегодня на территории Республики Карелия, обнаружен в середине XIX столетия экспедицией российского геолога и археолога, профессора Константина Гревингка. По возвращении в Санкт-Петербург, Гревингк подал сведения о найденных реликвиях в печатный Бюллетень физико- математического факультета Императорской Академии наук, а также в Вольное экономическое сообщество. Сведения включали описание экспедиционной поездки в Карелию с приложенными к нему рисунками. Гревингк в своём докладе писал, что найденные картинки выбиты на порфироносном граните чрезвычайной жёсткости. На рисунках изображены люди, а также олени, лебеди, рыба и другие представители животного мира. Помимо этого, на скалах высечены символические знаки. Изображения пережили многие века и сохранятся ещё очень долгое время.
Спустя полвека изучением обнаруженных онежских наскальных рисунков и поиском новых занималась исследовательская группа шведских учёных под руководством Густафа Халльстрёма. Так проходил начальный из трёх этапов исследовательских работ, касающихся карельских петроглифов. В те годы проводились активные фотосъёмки, попытки копирования рисунков и их толкования. Второй этап длился несколько десятков лет, захватив первую половину прошлого столетия. В этот период в Карелии были открыты новые фигуры и их группы, а исследования и научные публикации вышли на более серьёзный уровень. Третий этап начался в 60-е гг. прошлого века и длится по сегодняшний день. Крупная группа петроглифов в этот период была открыта в конце 80- х — начале 90-х гг. в устье реки Водлы. Проводила экспедицию по республике группа учёных Эстонского общества изучения первобытного искусства. Уже в нынешнем тысячелетии группа археологов Петрозаводского университета Республики Карелия посетила онежский водоём и открыла на восточном берегу несколько новых плит с наскальными рисунками.
Где находятся Онежские петроглифы и как они создавались
Наскальные рисунки расположены вдоль восточного побережья Онежского озера на гладких пологих склонах, граничащих с водой. Изображения включают 23 группы фигур, а всего их насчитывается более 1100 Основная часть рисунков, разбросанных по пейзажным местам республики, расположена на высоте до 2-3 метров, на оконечностях суши. Подавляющее большинство их находится на трёх наиболее выступающих в море мысах с интересными названиями — Бесов Нос, Пери Нос, Кладовец Нос. Также рисунки найдены на полуострове Кочковнаволок и острове Гурий.
Петроглифы Карелии создавались длительное время, в разные отрезки времени. Предполагается, что наскальные изображения дополнялись новыми рисунками в течение нескольких сотен лет. С тех пор, когда появился первый онежский петроглиф, прошли тысячелетия. Расцвет их создания приходится на V-IV- вв. до нашей эры. В сравнении с изображениями, обнаруженными в других частях света, карельские рисунки отличаются качеством исполнения и тематической широтой. Выбивались они на серых и красных гранитных скалах, возраст которых насчитывает несколько миллиардов лет. Скальные граниты отличаются особой твёрдостью и прочностью, поэтому древние надписи и знаки дошли до сегодняшних дней в отличной сохранности. Не помешали этому и морские воды, которые 5 тысяч лет назад накрыли прибрежные скалы, на несколько столетий прервав историю карельских петроглифов.
По всей видимости, свежие рисунки первоначально хорошо были видны на красно-серых скальных поверхностях. Постепенно цвет их поблек, и они начали сливаться с плитой. Но есть одна интересная закономерность: рельефность изображений усиливается, если рассматривать их под определёнными углами падения солнечного света. Особенно эффектно они смотрятся в часы, когда онежский водоём заливается светом восходящего или угасающего солнца. Днём рисунки почти незаметны, а вот когда солнечный диск начинает спускаться к кромке воды, то они становятся яркими и чёткими. Лишь только последний луч скрывается за горизонтом — изображения «исчезают» совершенно мистическим образом.
Создавая наскальные рисунки, древние люди пытались понять, какие силы стоят за грозными природными явлениями и стихиями. Многие петроглифы связаны с проведением верований и обрядов, представлением окружающего мира и его внутренних связей. Их не зря называют «страницами каменной книги». Свои мысли, размышления и чаяния первобытный народ Карелии выражал, обобщал, фиксировал и хранил в символической форме. Ключ к разгадке большинства знаков, которые представляют собой огромную ценность в части изучения жизни первобытного общества, учёные ищут до сих пор. Само исполнение говорит о том, что древние жители нынешней республики пытались донести информацию до будущих поколений, выбрав подобные способы изображений. Предполагается, что первоначально для нанесения символов использовались уголь, растительные краски и даже человеческая кровь. Но под действием природных явлений — дождя, ветра, снега, мороза — изображения спустя несколько лет уходили в небытие. Именно желание придать своим рисункам долговечность привело древних людей к технике создания наскальных рисунков.
Как выглядят онежские петроглифы
Каждый онежский петроглиф Карелии выполнен в виде тех самых купул — выбит по скальной поверхности при помощи твёрдого камня. Предположительно, древние люди использовали в качестве орудия кварц. Глубина выбоин везде разная, и зависела она от того, какой именно петроглиф предстояло начертать. Стандартная глубина составляет примерно 2-3 миллиметра. Создавали рисунки жившие здесь в эпоху неолита охотники, рыболовы, мастера ямочно-гребенчатой керамики. Фигуры, найденные на скалах побережья Онежского озера, чаще всего выбиты только по контуру. В Беломорье же поверхность созданной фигуры отбивалась насечками по всей площади.
Больше всего встречается наскальных фигур животных и людей, изображённых в профиль, реже — анфас. Размеры фигур разнообразны и варьируются от нескольких сантиметров до двух-четырёх метров. Средний размер рисунков — 20-40 сантиметров. Узнаваемость изображений достаточно высокая, на рисунках хорошо различаются люди, звери, птицы, средства передвижения, орудия труда и охоты. Одна из особенностей петроглифов Республики Карелия — придание животным человеческих образов. Также среди онежских рисунков можно увидеть фигуры, наделённые необычными или сверхъестественными деталями. В композициях встречаются лебеди с неподобающе длинными шеями или млекопитающие с непропорционально огромными головами.
Лебеди всегда привлекали внимание древних художников. В наскальной живописи Онеги немало изображений этих красивых птиц — древние люди видели их на озёрах целыми стаями. Особенно много рисунков лебедей найдено на скалах полуострова Кочковнаволок. Среди них есть огромные птицы, размером до нескольких метров, а есть и совсем маленькие. Помимо длинных шей, авторы изображают у птиц странные дуги внутри туловища. Выводки уток и лебедей символизируют плодородие и материнство. Не менее популярную и масштабную группу составляют символы, изображающие луну, солнце, диски, полумесяцы — обожествляемые древними людьми космические тела.
Бес, выдра, налим — шедевры онежской наскальной живописи
Шедевры первобытных людей, населявших восточное побережье Онежского озера, находятся в самых живописных местах. Бесов мыс, как и мыс Пери, настолько далеко выдаётся в онежский водоём, что действительно напоминает любопытный длинный нос. На оконечности Бесова мыса создаётся ощущение края земли, потому что отсюда не виден противоположный берег. В последние дни лета здесь сходятся день с ночью. Когда яркий солнечный шар уходит за горизонт, опускаясь в водную гладь, с противоположной стороны так же величаво поднимается в небеса огромный жёлтый глаз луны.
Самый интересный онежский петроглиф — фигура так называемого Беса. Находится она среди наскальных рисунков мыса Бесов Нос. Симметрично Бесу расположены ещё две знаковые фигуры этих мест в виде огромной выдры и гигантского налима. Предполагается, что именно мистическая троица дала толчок всему наскальному творчеству Карелии. Главный онежский петроглиф достигает высоты 2,5 метра. Его именем названы и сам мыс, и гора, и близлежащая деревня, ныне нежилая. Бесову фигуру ровно посередине пересекает вертикальная трещина. Это древние ледники оставили на камнях свои следы в виде выбоин и разломов. Почему фигуру Беса автор создал таким образом, что она оказалась симметрично рассечённой, — известно только ему.
В XV столетии, чтобы ослабить нечистую силу, монахи Муромского монастыря выдолбили поверх фигур православный крест. Неизвестно, возымел ли необходимое действие этот обряд, но в радиусе нескольких сотен метров от побережья у кораблей издавна отказывает навигация. Также вблизи оконечности мыса, где изображён онежский петроглиф Бес, нередко останавливаются или неправильно работают часы. Говорят, что приборы магнитятся природными залежами руды, хотя старожилы всё равно связывают интересные явления с силой Бесовой фигуры. А ещё среди символов, выдолбленных на скалах, часто встречаются круги на тонких ножках. Кто-то может принять такой онежский петроглиф за солнце. Но местные жители тихо посмеиваются, потому что подобные круги и сегодня они нередко видят летающими над озером.
Мысу Пери Нос и его древним картинам повезло меньше. В 30-е годы прошлого века, чтобы пополнить онежскими рисунками коллекции Эрмитажа, часть скалы в этом месте взорвали. Музею досталась массивная плита возрастом 1,5 миллиарда лет с полусотней выбитых на ней рисунков. Осколок поменьше уехал в Карельский краеведческий музей. Но, увы, при взрыве пострадала остальная часть наскальных изображений, в том числе ушли в небытие уникальные сцены деторождения. Позднее местному музею достались ещё две плиты с рисунками, отколовшиеся от основной части скалы.
Республика популярна у путешественников, и карельские петроглифы постепенно обретают известность у туристических групп. В 2010 году они включены в перечень финно-угорских чудес света и претендуют на право занесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня онежский участок наскальной живописи практически не охраняется, поэтому путешественникам необходимо проявлять сознательность при посещении достопримечательностей Карелии. Добраться до этих удивительных мест можно только по воде: из деревни Каршево или посёлка Шальского. Время в пути займёт около часа. До прибрежных посёлков можно доехать на катере из Петрозаводска. Также из столицы Республики Карелия автобус следует до города Пудож, откуда к берегу можно попасть на внедорожнике.